Во время ежегодных рейдов по техосмотру и на пресс-конференциях чиновники неоднократно отмечали: несмотря на увеличивающийся автопарк, количество автовладельцев, которые проходят техосмотр, в последние годы снизилось. Рейд с ГАИ, в который мы ездили в марте 2016 года, показал: каждый третий автомобиль в потоке не имеет техосмотра. Причины владельцы называли самые разные: «нет денег», «не успел пройти, но собираюсь». Корреспондент ABW.BY решила узнать, кто из автовладельцев и почему вовремя проходит проверку технического состояния и что такие водители думают о самой процедуре.

По словам сотрудников ГАИ и представителей «Белтехосмотра», как до введения пошлины на участие в дорожном движении, так и после обычно игнорируют проверку владельцы старых автомобилей, которые нередко имеют проблемы по технической части или неудовлетворительное состояние кузова. Владельцы же относительно новых и полностью исправных авто, а также юридические лица техосмотр в основной массе проходят своевременно. Чтобы проверить, какие автомобили чаще всего появляются на станциях, мы отправились на одну из них на ул. Петруся Бровки.

На станцию диагностики мы прибываем в 12.30, нас встречает начальник Павел Савельев. После обеда  здесь проходят проверку несколько иномарок, а в первой половине дня, с 8 утра, по словам сотрудников, людей было очень мало.

«В техосмотре я работаю с 2007 года, — рассказывает Павел. — Если сравнивать количество клиентов с тем же 2013 годом, заметно, что их стало меньше. Насколько в процентном соотношении, сказать не готов, лучше обратиться с этим вопросом в УП «Белтехосмотр», они ведут официальную статистику. С чем это связано — на этот вопрос я ответить затрудняюсь. Да, машин в стране становится больше, но немалое их число хоть и стоит на учете, но хозяевами не эксплуатируется. Цены просели, новые машины стали доступнее. Люди покупают новый автомобиль, а старый продавать за ту цену, которую за него предлагают на рынке, не хотят, так как брали дороже. Вот он и стоит в гараже или на стоянке годами».

По словам сотрудников станции, за последнее время автопарк в столице очень обновился. В Минске все больше новых бюджетных автомобилей среднего класса, таких как VW Polo, Hyundai Accent и т.д. Приезжает на диагностическую станцию немало автомобилей премиум-класса — со снижением цен их покупка стала доступнее, поэтому количество таких авто растет. Мы поинтересовались, случается ли, что автомобили премиум-класса не проходят техосмотр из-за некачественного обслуживания.

«Бывает и такое. Нередко автомобили премиум-класса приезжают с изношенными шинами — говорят сотрудники станции. — В целом такие авто требуют особого ухода, более тщательного и дорогого, обеспечить который владельцы не всегда готовы. Вот живой пример — Lexus стоит на линии, у него не горят передние габариты. Также в некоторых автомобилях возникает поломка электромеханического стояночного тормоза».

По словам начальника станции, приезжают на техосмотр и старые советские автомобили, но их очень мало:

«Зачастую за рулем советских автомобилей находятся люди пожилого возраста. Чаще всего они не ездят на машинах в холодный период, машины стоят в гаражах. В большинстве своем это люди старой закалки, у них подход к техосмотру другой. Они тщательно готовятся к проверке: все перебирают, натирают, меняют детали при подозрении на неисправность. Но таких клиентов у нас на станции мало. Старые иномарки тоже иногда приезжают, и это в основной массе машины, к которым владельцы относятся с любовью. За ними, как правило, хорошо ухаживают, эксплуатируют исключительно в теплое время года».

В это время на станцию заезжает несколько автомобилей, с разницей в несколько минут проверку проходят BMW и Subaru. Мы интересуемся у их владельцев, регулярно ли они посещают станцию диагностики, что думают о пользе техосмотра и задумывались ли о том, что выгоднее — проходить техосмотр или платить штрафы.

«Я техосмотр прохожу регулярно. Почему? Ну как, есть определенный регламент, это положено по закону. Наклейку я не клею никогда, но сотрудники ГАИ останавливают не чаще других: иногда полгода могут не остановить ни разу, а иногда — несколько раз за две недели. Подсчетами, выгоднее ли платить штрафы, не занимался, даже мыслей о том, чтобы не проходить техосмотр, не было. Я часто езжу за границу, у меня часто бывают командировки, меня просто не выпустят ни в Литву, ни в Польшу», — рассказал владелец BMW Эдуард.

Владелец Subaru также техосмотр проходит регулярно. Машина только в этом году преодолела 10-летний рубеж, теперь проходить техосмотр владельцу придется раз в год. Мы поинтересовались, как относитлся владелец к оплате госпошлины в двойном размере сразу за два года.

«Я не обращал внимания, сумма все равно выходит одна и та же – что за год, что за два. Техосмотр прохожу в срок, надо — и прохожу. Тормозят меньше, «шильдик» висит. Что касается техосмотра и удобства его прохождения, то моя машина обслуживается у официального дилера, когда я приезжаю на сервис, мне проверяют все. Было бы очень удобно, чтобы все дилеры получили разрешение на проведение техосмотра, — не пришлось бы лишний раз куда-то ездить.

По мнению водителя, привязка «дорожного налога» к техосмотру негативно сказалась на безопасности движения, так как количество людей, которые его проходят, снизилось.

«Ситуация у нас такая: у кого серьезная машина, тот проходит, а у кого машина попроще, тот лучше дворами поедет, но за техосмотр платить не будет. Слышал от людей мнение, что ездить без техосмотра выгоднее, пару раз заплатишь штраф — это все равно выйдет дешевле. Хотя я такие подсчеты не вел, но могу сказать, что в прошлый раз, два года назад, заплатил за свою машину 288 рублей на нынешние деньги, в этот раз — 180 рублей за один год. Причем на машине езжу крайне редко, если только нужно съездить к родственникам в Гродненскую область или по другим делам, где без машины не обойтись».

Еще один опрошенный нами водитель ответил, что техосмотр проходит всегда, но к тому, что пошлину привязали к техосмотру, относится скорее негативно.

«Я отношусь к обязанности проходить техосмотр положительно, это дисциплинирует. А вот к тому, что дорожный налог привязали к техосмотру, отношусь скорее негативно — меньше людей стало проходить техосмотр, а ведь оплата дорожного налога никак не связана с техническим состоянием транспортных средств. Среди моих знакомых тех, кто не проходит техосмотр принципиально, нет».

Владелец Audi 100, как выяснилось позже, был единственным за время нашего пребывания на станции, кто приехал на автомобиле, которому вот-вот стукнет 30 лет. Мужчина проходил техосмотр накануне, но забыл медицинскую справку и привез ее сегодня. Автомобиль выглядел ухоженным — не удивительно, что он прошел техосмотр с первого раза.

«Мой автомобиль выпущен в 1988 году, езжу я на нем уже лет 10, — рассказал владелец. — Если подготовить машину к техосмотру, проблем не возникает, а я стараюсь все делать заранее. В этом году, правда, подготовки не потребовалось — только помыл машину и подкрасил фаркоп, хотелось, чтобы машина выглядела идеально. Техосмотр прохожу всегда, чтобы спокойно ездить и не иметь проблем. Сотрудники ГАИ меня тормозят достаточно часто, особенно во время акций, так как машина старая, хотя я всегда клею наклейку на лобовое стекло».

Автомобилист считает, что техосмотр — хорошая мера для того, чтобы подстегнуть водителей поддерживать машину в хорошем техническом состоянии. Как и наши предыдущие собеседники, мужчина считает несправедливой привязку пошлины на участие в ДД к техосмотру.

«Я знаю людей, которые на машине ездят два раза в год — на дачу на все лето и обратно осенью. В Европе, насколько я знаю, этот налог привязан к топливу: чем больше ездишь, тем больше платишь. А у нас получается несправедливо».

За это время на станции появляется еще несколько автомобилей: Mercedes, служебная Toyota Land Cruiser и два популярных «бюджетника» KIA Rio и Renault Duster. Как говорят сотрудники станции, назвать какое-то конкретное число, сколько человек приезжает в день, сложно – иногда собираются очереди, иногда весь день линия свободна.

«Ажиотаж у нас всегда в начале месяца. С чем связано, могу только предположить, что таким образом люди пытаются сместить техосмотр. В основном те, кто приезжает к нам 1-го числа, имеют непройденный техосмотр с прошлого месяца. Это скорее искусственный ажиотаж, хотелось бы попросить водителей, не создавать очереди. А по времени года обычно в январе-феврале наблюдается спад».

У владельца Hyundai Solaris, который приехал на осмотр, обнаружились проблемы — оказалось, что в автомобиле не горят фонарь заднего хода и подсветка номерного знака. Владелец пытается разобраться с проблемой на месте. Как говорят сотрудники станции, проблемы со световыми приборами — одни из самых распространенных неисправностей, с которыми водители не проходят техосмотр с первого раза.

«Какой-то статистики по маркам и возрасту авто нет, — говорит Павел. — Я бы сказал, что факт, пройдет машина техосмотр или нет, больше зависит от ее владельца и от того, как он отнесся к подготовке. Некоторые едут сразу на станцию, чтобы машину проверили, указали, какие несоответствия необходимо устранить, потом отправляются на СТО, где машину готовят. Есть владельцы, которые сначала едут на СТО, а потом приезжают к нам. Из неисправностей самыми частыми, с которыми мы сталкиваемся, я бы назвал негорящие внешние световые приборы, неправильную регулировку фар головного освещения и противотуманных фар, относительную разность тормозных сил, неисправность стояночного тормоза и износ шин. Последняя неисправность характерна для лета, так как зимой водители более ответственно относятся к своей безопасности».

В своей работе сотрудники руководствуются ТКП 309-2011 и ПДД — они есть в открытом доступе в интернете. В ТКП имеется перечень неисправностей и допусков, любой автомобилист при подготовке машины к техосмотру может ориентироваться на эти требования. Если у автомобиля на линии обнаружилась мелкая неисправность, сотрудники станции обычно позволяют устранить ее и сразу вернуться.

«Если, например, перегорела лампочка, мы не запрещаем водителю выехать и заменить ее. Я думаю, рядом с любой диагностической станцией есть СТО, где можно это сделать. Был случай, к нам приехал водитель с разбитым ветровым стеклом. Техосмотр он, естественно, не прошел и сразу вызвал службу с выездом, которая занимается заменой стекол. Сотрудники ему за полтора часа все поменяли, он прошел техосмотр в этот же день».

Ближе к вечеру количество клиентов на станции увеличивается. На техосмотр приехала служебная ГАЗель. Внешне она выглядит «уставшей», как и все служебные машины, однако несоответствий ни внешнего вида, ни технического состояния у нее не обнаруживается.

Владелец KIA Sportage совсем недавно сменил свой Audi А6 на новый автомобиль и первый раз приехал на техосмотр. Несмотря на то что на линию он не заезжает, оплатить пошлину на 2 года и поставить отметку в сертификате обязан.

«Я на эту станцию езжу с самого ее открытия, мне нравится человеческое и объективное отношение к клиентам здесь. Техосмотр я прохожу регулярно, можете посмотреть в базе. К этой обязанности отношусь положительно — если во всем мире это существует, почему у нас не должно быть? Что касается тех, кто не проходит техосмотр принципиально из-за пошлины на дороги, то, если бы у меня был «корч», я бы тоже не платил и не проходил. К новой машине относишься по-другому: если что-то случится, должны быть все документы».

Иногда на станцию приезжают интересные экземпляры. Владельцы Porsche Boxster S и Chevrolet Camaro приехали на техосмотр практически одновременно. Машины привлекают внимание, сотрудники ГАИ могут остановить их из интереса, чтобы рассмотреть поближе, — по словам владельцев обоих автомобилей, они всегда вовремя проходят техосмотр. Во время осмотра выясняется, что у Camaro не хватает в бачке «омывайки» — сотрудник доливает воду из бутыли, которая стоит на станции специально для этой цели.

Настоящим эксклюзивом сегодня на станции стала китайская «малышка» Changan Benni, пока очень редкая у нас машина. Техосмотр она сегодня не прошла — у малолитражки были выявлены проблемы с основной тормозной системой и стояночным тормозом.

По словам сотрудников станции, случается, владельцы автомобилей пытаются не говорить о какой-то неисправности, чтобы не возвращаться на станцию.

«Иногда владельцы автомобилей, если у них не горят световые приборы, начинают доказывать, что их нет по заводу, нередко аргументируя это тем, что сразу две лампочки перегореть не могут. Да, две сразу — вряд ли, но сначала перегорит одна лампочка, владелец не заметит, а потом перегорит другая. Бывает, пытаются скрыть неисправность. Например, у автомобиля неисправен стояночный тормоз, во время проверки водитель пытается нажать на основной. У меня был случай: человек, пока переезжал с передней оси на заднюю, достал предохранитель, который отвечает за сигналы торможения, чтобы мы не заметили их загорания. Но эти все манипуляции специалист заметит».

Мы поинтересовались, какие серьезные неисправности выявляются на техосмотре.

«Случаются ситуации, когда у автомобиля прямо во время проверки может потечь тормозная жидкость из-за износа тормозных шлангов. При этом владелец чувствует, что педаль тормоза начинает падать, и молчит. Есть водители, которые после этого доказывают нам, что была дана большая нагрузка, поэтому трубка и лопнула. Но при проверке нет чрезмерной нагрузки на тормозную систему автомобиля. Ролики вращаются со скоростью 4 километра в час, то есть усилие на стенде при торможении равно тому, которое испытывают системы автомобиля, который медленно подкатывается к светофору или пешеходному переходу. Поэтому с точки  зрения безопасности это хорошо, что в этот момент машина находилась на станции, а не на дороге. Обычно все претензии снимаются после того, как ты показываешь водителю состояние тормозной трубки, которая потекла. К слову, дополнительную нагрузку скорее создают сами владельцы — почему-то многие из них считают, что при проверке на стенде на педаль тормоза нужно нажать резко и сильно, как при экстренном торможении. На самом деле никаких резких движений делать не нужно, на педаль надо жать плавно».

Источник:

www.abw.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *